Образовательная программа

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЕЕ КОПИИ

Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития детей №16" разработана с учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования,  в соответствии с:  
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г.  
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.  
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013г., рег. №30038.  
«Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г., регистрационный №30384.

Образовательная программа МКДОУ «Детский сад №16» охватывает возраст детей от 1 года до 8 лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., для выстраивания целостного педагогического процесса и обеспечения оптимальной нагрузки на ребенка в условиях вариативности образования педагоги  ДОУ использует дополнительную  программу по музыкальному воспитанию детей«Ладушки» Новоскольцевой  И.,  Каплуновой И. 

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. В ней представлена общая модель образовательного процесса в дошкольном учреждении, возрастные нормативы развития, определено содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. 

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.  
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.  
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.  
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.  
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:  
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),  
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),  
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:  
– восприятие художественной литературы и фольклора,  
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),  
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,  
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),  
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),  
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.  
    
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:  
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,  
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,  
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,  
– способов и направлений поддержки детской инициативы,  
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,  
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Ведущие целью Программы - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка в различных видах детской деятельности.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).  
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и  реализуется в определённых видах деятельности:

· в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

· для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно¬-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 В программе описаны такие формы организации процесса взаимодействия взрослого и детей, которые позволяют обеспечивать субъектную позицию участников педагогического общения, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность  детей.

В Программе  также представлены:

· характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

· особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;

· особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

· способы и направления поддержки детской инициативы;

· особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В части формируемой участниками образовательного процесса учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими программами:

По художественно – эстетическому развитию:

-«Топотушки» - танцевальный кружок для детей 3 – 7 лет (музыкальная деятельность);

"Песочный мир чудес" - кружок для детей 3-5 лет,

Цель работы кружка: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Задачи:
•развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память,образно-логическое мышление, пространственное воображение);
•развитие творческого потенциала,раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
•тренировка мелкой моторики рук,координации движения,пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память,развивает речь (логопедия);
•равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого(творчество,интуиция)полушарий головного мозга-развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками; •гармонизацияэмоциональногосостояния,умение расслабляться,получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных,агрессивных и гиперактивных детей).

По познавательному развитию:

- Программа подготовки к школе «Занимательная математика», для детей подготовительной группы.

"Азбука финансов" - кружок по повышению финансовой грамотности дошкольников, для детей 5-8 лет.

По речевому развитию:

"Веселые пальчики"  - кружок для детей ясельной группы, который организован с целью:

Укрепления и развития руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

Формирования и воспитания нравственно – волевые качества: целеустремлённости, сосредоточенности, настойчивости, контроля и оценки собственной деятельности.

Развития пространственных отношений, речевого сопровождения.

В настоящее время в ДОО решается задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений. Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «Детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников на основе социального партнерства. Организация процесса взаимодействия основана на принципах:

· значимость социального партнерства для каждой из сторон;

· единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

· равноправие и равноответственность родителей и педагогов;

· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

· открытость и добровольность;

· уважение и доброжелательность друг к другу;

· индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Основными направлениями взаимодействия с учетом запросов и потребностей каждой из сторон являются:  
1. Информационно-аналитическое (сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ);  
2. Практическое (повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО);  
3. Контрольно-оценочное направление (анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения).

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения  с родителями воспитанников. Основные формы  работы с семьями - родительские собрания, консультации индивидуальные и групповые, совместная деятельность в ходе работы над проектами, привлечение к участию в конкурсах, акциях, выставках, наглядная информация, проведение совместных праздников и развлечений.

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МКДОУ "Детский сад №16"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МКДОУ "Детский сад №16"

Приказ_О_внесении_изменений_и_дополнений_в_Образовательную_программу.pdf