Образовательная программа

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №16" 

(С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЕЕ КОПИИ)

Основная общеобразовательная программа-программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей №16» спроектирована (далееПрограмма) составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО),Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитетаобразовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

Федеральный закон от 29декабря2012г.273-РФ(актуальная ред.)«Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный закон 2июля 1998г. 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября2013г.1155 (ред.от08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного   образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован   Минюстом России 14 ноября 2013г.,регистрационный  30384) )  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников   организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220042

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 "Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020г. 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребованияк организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020  373 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021

Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №76н (ред.от31.05.2011) «Об утверждении  Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»(ЗарегистрированвМинюстеРоссии6 октября 2010 г. № 18638) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/

ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот 22.12.2014№1601(ред.от13.05.2019)«Опродолжительностирабочего времени(нормахчасовпедагогическойработызаставкузаработнойплаты) педагогическихработниковиопорядкеопределенияучебнойнагрузки педагогических            работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России25.02.2015 № 36204) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая2016г.536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606030031?rangeSize=1

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых  отпусках» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179568/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 №276 (ред.от23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от20 сентября2013г.1082«Об утверждении Положения о психологоедико-педагогической комиссии» https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/

Программа позволяет реализовать основополагающие  функции дошкольного образования:

  1. обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными  средствами;
  2. создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее-ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовноравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи,большой и малой Родины;
  3. создание единого образовательного пространства воспитания и обучения  детей от 1 года до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

а) Цели и задачиреализации Программы.

Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

 Цели и задачи деятельности ДОО по реализации Программы определены на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО.

Цели ФГОС ДО:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей в возрасте от 2 до 7 лет независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания Программы и программ начального общего образования;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных  форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целью Программы: является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России


[1] Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 7977).

Образовательная программа МКДОУ «Детский сад №16» охватывает возраст детей от 1 года до 8 лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Основная образовательная программа спроектирована (далее Программа) составлена в соответствии с  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).

В структуру Программы включены: образовательная программа ДОУ; рабочая программа воспитания;  примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе; календарный план воспитательной работы.

Объем обязательной (инвариантной) части Программы, составляет 60% от общего объема программы, вариативная часть программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений) составляет 40%. Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам Федеральной программы.

Программа содержит:

 Целевой раздел;

 Содержательный раздел;

 Организационный раздел.

Каждый раздел образовательной программы содержит часть формируемую участниками образовательных отношений ДОУ.

А также учебно -методическую документацию:

• Программу воспитания;

• Режим и распорядок дошкольных групп;

• Календарный план воспитательной работы.

 В целевом разделе Программы представлены описание и характеристика структуры программы, цели и задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые образовательные результаты освоения ООП в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ООП; подходы к педагогической диагностике планируемых образовательных результатов.

Содержательный раздел

 Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);

 Описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы;

 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы;

 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся;

Рабочая программа воспитания

 Раскрывает задачи и направления воспитательной работы;

 Предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая

культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском

обществе.
Рабочая программа воспитания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей №16» (далее – Рабочая программа воспитания, Программа воспитания) является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Рабочая программа воспитания является компонентом Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 16» и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
1) Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
2) Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» .
3) Основу воспитания составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России .
4) Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
5) Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
6) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания
7) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
8) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания
9) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания;
10) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания;
11) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания;
12) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
13) Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
14) С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры:
•дошкольными образовательными организациями; •общеобразовательными организациями;
•высшими образовательными организациями; •организациями дополнительного образования.
Коллектив ДОО вправе разрабатывать и включать в Программу воспитания направления, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал ДОО с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках всех образовательных областей.
Таким образом, в центре Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа обеспечивает взаимодействие воспитания в дошкольном образовательной организации (далее - ДОО) и воспитания в семьях детей от 2 лет до 7 лет.

 Организационный раздел 

 Описание психолого-педагогических и кадровых условий;

 организации развивающей предметно- пространственной среды;

 материально-техническое обеспечение;

 Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений;

 Кадровые условия;

 Режим и распорядок в дошкольных группах;

 Календарный план воспитательной работы.

В части формируемой участниками образовательного процесса учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими программами:

По художественно – эстетическому развитию:

«Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева

     Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность»   посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.

         Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Ребенок - это центр «музыкальной вселенной».Мир музыки огромен и неповторим.
       Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах.
   Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- малые скульптурные формы;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.

Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы «Ладушки».

Задачи программы «Ладушки»
1.
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения,
чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и
доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Краткая презентация программы